Андрей Бережной о ситуации на рынке овчины
«Мы очень надеялись, что это временное явление и все вернется на круги своя, – сообщили „Эксперту Online” в обувной компании Ralf Ringer. – Но в новом году рост продолжился, и цены выросли еще на 30%. Итого с 2000 года мех подорожал в пять раз. Думаем, довольно непростая ситуация сложилась как в обувных компаниях, так и в одежных».
В инвесткомпании «Инвесткафе» отмечают, что основными производителями овчины на сегодня являются Австралия и Новая Зеландия. Рост цен на овчину обусловлен ростом спроса на изделия с ее использованием, в том числе такими крупными рынками, как Китай, который является одним из основных рынков для овчины. Отчасти рост цен на овчину отражает и рост цен на шерсть, а также рост спроса на овчину и шерсть со стороны производителей одежды. Так, с начала года фьючерсы на шерсть, торгуемые в Австралии, выросли в среднем на 20-30%.
«На мой взгляд, совпали два процесса: некоторое снижение потребления мяса и мода на одежду и обувь из овчины, – комментирует генеральный директор Ralf Ringer Андрей Бережной. – Например, пять лет назад мы не знали, что такое угги, а сейчас они пользуются огромной популярностью. Кроме того, как говорят наши поставщики, стала крайне востребована домашняя обувь из меха овцы, особенно в Америке. Естественно, при уменьшении предложения и повышении спроса цена на овчину стала расти».
По словам представителей Ralf Ringer, на сегодняшний день выбор компаний, которые специализируются на поставках подкладочной овчины, довольно ограничен. «При этом важно понимать, что мех, который используется в производстве обуви и одежды, – это субпродукт, – подчеркивает Бережной. – То есть овец не станут выращивать только для шкур». При этом надеяться на импортозамещение в этом сегменте тоже не приходится. Мех среднерусской овцы используют в основном для изготовления головных уборов и одежды. Индустриального количества «шкурок» для изготовления подкладки в России нет. Для этих целей больше всего подходят овцы, которых разводят в Австралии: они крупные и обладают хорошими показателями по плотности и прочности меха. «Конечно, существует большой рынок овец в Латинской Америке, – говорит Бережной. – Но их мех менее густой и качественный, поэтому мы не стали его использовать».
Одной из причин такой ситуации Бережной видит недостаточное развитие производства обуви в стране. «Логично предположить, что при более высоком потенциале производства готовой обуви внутри страны смежные отрасли были бы более развиты, – считает Бережной. – На сегодняшний день в России просто некому продавать подкладочную овчину в индустриальном объеме».
Цены на обувь в связи с подорожанием материалов, естественно, тоже растут. По данным Ralf Ringer, если в этом году цены на мех выросли на 10 долларов, то закупочная цена на одну пару обуви выросла на 3,5 доллара, а розничная – на 14 долларов.
При этом производители одежды переживают меньше обувщиков. Президент компании Finn Flare Ксения Рясова отмечает, что в сегменте производства одежды цены на натуральную овчину повысились не больше чем на 5%. По другим видам меха, использующимся для отделки, повышение цен также не превысило 5%.
Анастасия Якорева.
Эксперт-Онлайн, 27 января 2012