поддержка покупателей (с 9 до 21)
8 800 200-10-11
интернет-магазин (с 9 до 21)
8 800 775-48-46
Заказать звонок
Корзина

СЛАГАЕМЫЕ КАЧЕСТВЕННОЙ ОБУВИ

  

Сегодня на российском рынке обуви наблюдается странная, на первый взгляд, картина: рынок переполнен, регулярно появляются новые компании и бренды. Но при этом потребителю катастрофически не хватает обуви. Иными словами, рынок затоварен плохой продукцией, а ту обувь, которую люди любят, не достать.

Мы, к примеру, приступили к развитию собственной сети семейных супермаркетов «Обувная империя», и главная проблема, которую нам приходится решать, — как наполнить магазины хорошей, качественной обувью. Думаю, одна из причин такого положения дел — то, что оптовики по привычке везут дешевую обувь из Китая (в котором, к слову, сегодня производится и высококачественная, но соответственно, и более дорогая обувь), а потребитель начинает уставать от некачественной однодневной продукции. Поэтому мне кажется, одной из приоритетных задач российских производителей обуви является повышение качества выпускаемого продукта. А на первом этапе нужно осознать актуальность повышения качества продукции и признать, что на многих обувных предприятиях России отсутствует система контроля качества. Приведу пример: мы в этом году решали вопрос расширения производственных площадей: покупали обувную фабрику. Нельзя сказать, что на рынке огромное количество фабрик, выставленных на продажу. Но из всех, что мы просмотрели, квалифицированных в полном объеме нет.

На мой взгляд, качество выпускаемой обуви зависит от следующих слагаемых:
- материалы и комплектующие;
- оборудование;
- персонал;
- система контроля качества.

МАТЕРИАЛЫ И КОМПЛЕКТУЮЩИЕ ИЗДЕЛИЯ

Cтрогий отбор поставщиков применяемых материалов — это первый этап системы контроля качества на обувном производстве. Материалы и комплектующие — один из наиболее существенных элементов технологии. На вопрос «Можно ли сегодня приобрести качественные материалы?», мой ответ — «Да, можно». На вопрос «Где лучше закупать материалы, в России или за рубежом?», думаю, однозначно ответить нельзя. К примеру, наша компания придерживается правила: все, что в состоянии сделать в России, мы делаем здесь. Тем не менее, материалы и комплектующие нам приходится сегодня закупать по всему миру — от Тайваня до Бразилии. В результате кропотливой работы мы для себя отобрали сорок российских и двадцать зарубежных производителей обув­ных материалов и комплектующих, в качестве которых мы уверены на 100%.

Главные критерии отбора сырья — качество и цена. И нужно понимать, что закупки сырья — это выстраивание отношений с партнерами. Это клиентская база. Я искренне считаю, что нельзя добиться качества продукции, покупая материалы «по случаю» или «просто так», или потому, что его продают дешевле. Мы никогда ничего не покупаем «просто так». Это очень дорого и невыгодно — покупать дешево партию кожи, пригодную для выпуска 100 пар.

ОБОРУДОВАНИЕ

Что касается оборудования, тут тоже не все просто. С одной стороны, без использования передового, высокотехнологичного оборудования невозможно не только решать вопросы качества, но и повышать производительность, оптимизировать весь процесс производства. Хорошую обувь в принципе нельзя сделать на плохом оборудовании — это аксиома. С другой стороны, есть такой примечательный факт: оборот итальянских компаний, производящих оборудование для производства обуви, в 2 раза меньше, чем оборот такой специфической отрасли, как производство оборудования для обработки мрамора! Поэтому вроде как и выбор не богат. Добавим к этому, что в последнее время обувной рынок Европы переживает кризис, и одним из его результатов стал кризис машиностроительных заводов Италии. Если раньше они на 70% обеспечивали свое обув­ное производство, то теперь, когда количество обувных фабрик Италии сокращается буквально с каждым днем, главными их заказчиками стали Индия, Бразилия, Пакистан. Многие производители оборудования прекратили свое существование, многие теперь работают только «под заказ». Если раньше можно было выбрать, оплатить и практически сразу забрать оборудование, то теперь вполне вероятно, что его придется ждать достаточно долгое время.

Тем не менее, вопрос обновления, а иногда и полного переоборудования фабрики необходимо решать. На той же владимирской фабрике есть машины, срок службы которых 7–10 лет. Помимо того, что они просто устарели и износились, они могут представлять опасность для работающих на них людей. Обувь Ralf Ringer, одной из главных характеристик которой мы считаем качество, производится на оборудовании со сроком эксплуатации не больше трех лет.

И еще один аспект: мы, помимо производства обуви, занимаемся также продажей, ремонтом и восстановлением оборудования. Так вот наш опыт показал, что производственник часто не знает, какая именно техника ему нужна. Он теряется в обилии производителей и марок. А ведь нельзя однозначно сказать: покупайте, к примеру, оборудование PFAFF или IRON FOX — и у вас не будет проблем. Нельзя просто выбирать технику подороже или «поизвестнее». У каждого производителя есть свои достоинства и недостатки. Оборудование нужно подбирать под конкретные условия и задачи. Если этого не сделать, могут возникнуть проблемы. Хотя есть некоторые общие правила: прежде всего, не стоит при покупке оборудования ориентироваться на цену. Низкая цена сама по себе не может быть критерием отбора. Второе: при покупке оборудования очень важно оговорить условия гарантийного и постгарантийного обслуживания. У ряда зарубежных продавцов оборудования это слабое место. В случае поломки они выезжают к вам в течение 2–3 недель. Оценить ущерб от двухнедельного простоя, думаю, может каждый обувщик. Наконец, еще одним важным критерием является процесс установки и запуска техники. В идеале компания-продавец должна не просто установить приобретенную технику, но и обеспечить документацией на русском языке (что делают далеко не все), а также провести обучения персонала. Иными словами, при покупке оборудования вы должны смотреть не на соотношение цены и качества, а на соотношение цены, качества оборудования, качества сервиса, гарантийного и постгарантийного обслуживания.

ПЕРСОНАЛ

Что касается персонала, то тут в России проблемы есть, но они не критичные. Конечно, за последние два десятилетия обувная отрасль потеряла большую часть квалифицированных кадров, но специфика нашего производства такова, что лишь некоторые операции требуют многолетней подготовки. Поиск доппельщиков, затяжчиков обуви, фрезеровщиков, отделочников обуви — это сложная задача, которую приходится сегодня решать обувным фабрикам. Высококлассным отделочником обуви вообще нельзя стать, если нет определенных врожденных качеств. Но подавляющее число операций не требует многолетнего обучения, и если у человека есть желание работать, его можно обучить прямо на производстве за несколько месяцев.

СИСТЕМА КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА

Мое видение того, как должна быть выстроена на обувном предприятии система контроля качества, реализовано на нашей фабрике в Москве. И как показывают опыт продаж обуви Ralf Ringer и отзывы покупателей, система эта работает достаточно успешно. Контроль за качеством начинается задолго до самого производства — с отбора материалов и поставщиков. Об этом я говорил в самом начале. Затем все материалы, поступающие в компанию, проходят визуальный контроль: из поставленной партии отбирают образцы (10% кожи) и производят осмотр.

Далее материалы проходят проверку в специальной лаборатории, где тестируются их температурные показатели, износостойкость, реакция на воздействие влаги и химических веществ. Кожа проходит испытание на прочность, удлинение, устойчивость к температурным воздействиям; подошва испытывается на устойчивость к истиранию и многократному изгибу; текстильная подкладка проверяется на прочность и удлинение; кожаная подкладка — на прочность, удлинение и устойчивость к окрашиванию.

Проводится межоперационный контроль качества: контроль кроя кожаных деталей верха обуви, обработки деталей, сборки заготовки.

Осуществляются контроль и испытания готовой обуви: проверяется качество выполнения затяжных операций; приемка готовой обуви в соответствии с требованиями нормативно-технической документации (ГОСТов); контроль соответствия изготовленной обуви образцу-эталону; испытываются прочность крепления подошвы и ниточных швов, остаточные деформации подноска и задника.

Наконец, на заключительном этапе специалисты «Отдела управления качеством» берут случайную пару готовой обуви с потока и проверяют ее на износостойкость на оборудовании, имитирующем ситуацию ношения обуви.

В заключении замечу, что все, о чем я рассказал — вещи реальные и выполнимые. Но требующие внимания и комплексного подхода. Добиться качества продукции, решив лишь один или два из перечисленных пунктов, нельзя. Но я уверен, что российская обувь может и должна ассоциироваться у покупателя с такой характеристикой как качество.

Андрей Бережной

 


Смотрите также:

  • ДИЛЕРСКАЯ СЕТЬ. ПРЕИМУЩЕСТВА, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ.