!

Гендиректор RALF RINGER Андрей Бережной: «Такая стратегия в корне неверна – она ставит под угрозу всю страну»

Темпы роста импорта набирают обороты. Без грамотной государственной поддержки отечественных производителей индустрию ждут серьезные потери. 

Тревожный прогноз по поводу ускорения темпов роста импорта дал в конце прошлой недели заместитель министра экономического развития Андрей Клепач. Представляя уточненный прогноз социально-экономического развития страны на 2011–2014 годы, он, в частности, заявил, что уже в этом году объемы зарубежных поставок превысят прежний прогноз на 31 млрд долларов. 

Импортом будет «съедаться» прирост внутреннего спроса, меньше прогнозируемого и в этом, и в следующем году окажутся темпы в промышленности. Хуже будут обстоять дела с инвестициями и притоком капитала в страну. В результате всего этого начнет ослабевать рубль. В следующем году среднегодовой курс доллара составит 28,7 рубля, хотя раньше министерство ожидало 27,9 рубля за доллар. А в 2014 году доллар подорожает уже до 32,2 рубля при прежнем прогнозе 28 рублей. Впрочем, Клепач надеется, что такое ослабление рубля будет тормозом для дальнейшего разгона импорта. 

О том, что импорт растет угрожающими темпами, неоднократно заявлял и директор по макроэкономическим исследованиям НИУ ВШЭ Сергей Алексашенко. В середине июля он прогнозировал, что темпы роста импорта товаров могут существенно превысить значения, заложенные в прогноз развития на 2012 год. И это отразится как на темпах роста ВВП, так и на валютном рынке. 

Прогноз импорта на 2011 год от Минэкономразвития составляет 308,7 млрд долларов (на 24,1% больше уровня 2010 года). Однако за первое полугодие импорт вырос уже на 42,2% по отношению к тому же периоду прошлого года. 

Не только чиновники и экономисты, но и сами отечественные производители бьют тревогу. 

«Импорт растет. Такое ощущение, что ключевая функция государства — бороться с инфляцией, а не развивать экономику. Но стратегически это неверное решение, которое грозит безработицей, снижением инвестиций, замедлением промышленного роста», — говорит гендиректор компании RALF RINGER Андрей Бережной. По его словам, снижение инфляции как раз-таки и обеспечивает крепкий рубль вместе с ростом импорта. В то же время, если все же имеется цель развития российской экономики, то государство должно вести соответствующую экономическую политику. В качестве примераБережной приводит автопром, где были введены ввозные пошлины 30% на импорт и созданы условия для локализации производств внутри станы. В 1998 году импульс к развитию дала и девальвация рубля. 
Сейчас, констатирует Бережной, отечественная обувь примерно на 15% дороже китайской. Держать цены ниже сложно из-за роста тарифов естественных монополий. 

За то, чтобы защитить отечественного производителя, выступает и заведующий лабораторией исследования проблем инфляции и экономического роста Высшей школы экономики Владимир Бессонов. «Меры тарифного регулирования пока еще никто не отменял, — говорит он. — И они дают хороший результат: таким образом, в кризис удалось спасти АвтоВАЗ, расширить сборку и локальные производства иностранных компаний в России». Бессонов приводит слова премьера Владимира Путина, который предложил Клепачу в ответ на его мрачные прогнозы воспользоваться тарифными инструментами защиты российского бизнеса. «Почему мы не используем средства защиты, пока не члены ВТО? К тому же, если мы и до членства в ВТО полностью открыты, то какой смысл брать нас в эту организацию?» — говорит Бессонов. 

В то же время, предупреждает эксперт, использовать ограничения импорта надо очень осторожно и тонко. Там, где силен отечественный производитель, импорту можно воспрепятствовать, а где нет — ограничения вводить не стоит. Например, благодаря инвестициям в нефтяную промышленность, энергетику, РЖД активизировался спрос на современное нефтеперерабатывающее, энергетическое и транспортное оборудование, которое почти целиком производится за рубежом. Очевидно, что препятствовать ввозу такого оборудования не стоит. 

«В некоторых случаях и спасать нечего, а в некоторых без защиты не обойтись», — подтверждает Бережной
Во многих секторах экономики часть товаров не имеет аналогов во внутреннем производстве, а часть дублирует то, что есть и вполне высокого качества. В том же производстве обуви, например, детские и мужские модели достаточно широко представлены отечественными производителями, с женскими туфлями и сапогами дела обстоят хуже. 

Пока что, утверждает Бережной, стратегия некоторых чиновников — пусть выживет тот, кто сразу сможет конкурировать со всем миром, а тот, кто слабее, нам не нужен. Такая стратегия в корне неверна — она ставит под угрозу всю страну. 

«Вообще, я бы не стал паниковать, — успокаивает Бессонов. — Если смотреть динамику импорта во времени, то можно убедиться в том, что ни в плане объемов, ни в плане структуры ничего катастрофического не происходит. Внутреннее производство автомобилей (включая сборку) — лакмусовая бумажка для экономики — превзошло докризисный уровень, а импорт все еще меньше — причем примерно в два раза. Что касается продовольствия, то и тут тренд положительный. Об этом говорит подъем в сельском хозяйстве»

Екатерина Шохина   
Телеграм
chat
Online чат