Андрей Бережной об экономической политике будущего премьер-министра
На расширенном заседании Государственного совета президент Дмитрий Медведев озвучил основные тезисы своей программы, которую он будет реализовывать на посту премьер-министра. Во главу своей экономической политики он поставил либеральность. Наряду с экономистами и другими представителями бизнеса, генеральный директор RALF RINGER Андрей Бережной высказал «Expert Online» свою точку зрения о планируемых нововведениях.
План работы нового правительства будет представлен Госдуме после назначения премьера (8 мая. — «Эксперт Online»), отметил Дмитрий Медведев: «Подготовка конкретных планов работы будущего правительства — задача уже новых структур власти». Тем не менее «как действующий президент я обязан выразить свою позицию по поводу идеологии развития нашей страны», — заявил он.
«Повторю то, что сказал в мае 2008 года, вступив в должность президента. Больше свободы для каждого — в этом была и остается моя цель», — подчеркнул глава государства. И это касается не только свобод для отдельно взятых граждан, но и свобод для бизнеса. В связи с этим свои основные задачи будущий премьер видит в ограничении роли госкомпаний в экономике страны, росте бизнес-конкуренции, стабилизации налоговой системы, а также в смягчении карательных мер по экономическим преступлениям.
Действующий президент считает, что госкомпании должны будут прекратить поглощение частных компаний и начать продавать непрофильные активы. «Целесообразность государственных инвестиций в производство любых товаров и услуг должна публично обосновываться и обсуждаться», — подчеркнул он. Одновременно должна уйти в прошлое практика использования административного и силового ресурса в бизнес-конкуренции. «Позиция правоохранительных органов должна быть беспристрастной по отношению к организациям любой из форм собственности. Все они должны быть защищены в равной степени», — сказал Медведев.
Налоги повышать не планируется. «Скажу прямо: у нас сейчас нет никакой необходимости повышать налоги, для выполнения всех заявленных программ есть иные способы и источники, прежде всего связанные с повышением эффективности бюджетных расходов», — указал Медведев. Сроки непогашенной судимости по ряду экономических статей надо сократить и продолжить смягчение мер пресечения на этапе следствия, считает он.
На посту премьера Медведев также собирается претворить в жизнь многострадальную пенсионную реформу. Сейчас, по оценкам чиновников и экспертов, несовершенство пенсионной системы съедает огромную часть бюджетных денег и не дает выйти на устойчивый бездефицитный бюджет. План пенсионной реформы Медведев пообещал определить в ближайшие месяцы вместе с общественностью.
Экономисты и представители бизнеса программой будущего премьера в целом оказались разочарованы. О том, как конкретно воплотить в жизнь задачу масштабного индустриального роста страны и диверсификации экономики, он, как и раньше, не сказал.
«Мы ожидаем снижения налогового бремени — и по социальным взносам, и по НДС. А президент лишь сказал о сохранении статус-кво. Это не приведет к росту инвестиционной активности», — заявил «Эксперту» гендиректор текстильного холдинга «Нордтекс» Юрий Яблоков.
При этом глава обувной компании Ralf Ringer Андрей Бережной отмечает, что считает нецелесообразным ломать нынешнюю систему координат — сокращать присутствие государства в экономике. «Если нет четкого плана, как все это должно функционировать в измененном виде, то не надо ничего трогать», — сообщил он «Эксперту Online».
Заведующий лабораторией исследования проблем инфляции и экономического роста ГУ-ВШЭ Владимир Бессонов напоминает, что именно благодаря вмешательству государства в экономику страны удалось «поднять» ряд экономически и социально значимых отраслей — таких как автопром и сельское хозяйство.
Как ранее писал главный научный сотрудник Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Яков Паппэ в своей статье в журнале «Эксперт», «в переходных экономиках успешность реформ (измеряемая динамикой макропоказателей) далеко не в первую очередь зависит от степени либеральности экономической политики и демократичности политического режима. Ключевую роль здесь играет качество (сила) государственных и общественных институтов».
К тому же во многих ситуациях промышленные госкомпании занимаются дорогостоящим и сложным социально-экономическим развитием трудных регионов. Нефтяники, например, осваивают восточные регионы страны.
Здесь, правда, стоит отделять промышленность от финансового сектора — например, где госкомпании часто руководствуются не столько развитием экономики страны, а своими собственными интересами, получением огромной прибыли.
Но такое разделение — задача тонкой настройки экономической политики, которая может быть реализована только лишь, если во главу угла будет поставлен рост, а не тезисы о либерализме сами по себе.
«Повторю то, что сказал в мае 2008 года, вступив в должность президента. Больше свободы для каждого — в этом была и остается моя цель», — подчеркнул глава государства. И это касается не только свобод для отдельно взятых граждан, но и свобод для бизнеса. В связи с этим свои основные задачи будущий премьер видит в ограничении роли госкомпаний в экономике страны, росте бизнес-конкуренции, стабилизации налоговой системы, а также в смягчении карательных мер по экономическим преступлениям.
Действующий президент считает, что госкомпании должны будут прекратить поглощение частных компаний и начать продавать непрофильные активы. «Целесообразность государственных инвестиций в производство любых товаров и услуг должна публично обосновываться и обсуждаться», — подчеркнул он. Одновременно должна уйти в прошлое практика использования административного и силового ресурса в бизнес-конкуренции. «Позиция правоохранительных органов должна быть беспристрастной по отношению к организациям любой из форм собственности. Все они должны быть защищены в равной степени», — сказал Медведев.
Налоги повышать не планируется. «Скажу прямо: у нас сейчас нет никакой необходимости повышать налоги, для выполнения всех заявленных программ есть иные способы и источники, прежде всего связанные с повышением эффективности бюджетных расходов», — указал Медведев. Сроки непогашенной судимости по ряду экономических статей надо сократить и продолжить смягчение мер пресечения на этапе следствия, считает он.
На посту премьера Медведев также собирается претворить в жизнь многострадальную пенсионную реформу. Сейчас, по оценкам чиновников и экспертов, несовершенство пенсионной системы съедает огромную часть бюджетных денег и не дает выйти на устойчивый бездефицитный бюджет. План пенсионной реформы Медведев пообещал определить в ближайшие месяцы вместе с общественностью.
Экономисты и представители бизнеса программой будущего премьера в целом оказались разочарованы. О том, как конкретно воплотить в жизнь задачу масштабного индустриального роста страны и диверсификации экономики, он, как и раньше, не сказал.
«Мы ожидаем снижения налогового бремени — и по социальным взносам, и по НДС. А президент лишь сказал о сохранении статус-кво. Это не приведет к росту инвестиционной активности», — заявил «Эксперту» гендиректор текстильного холдинга «Нордтекс» Юрий Яблоков.
При этом глава обувной компании Ralf Ringer Андрей Бережной отмечает, что считает нецелесообразным ломать нынешнюю систему координат — сокращать присутствие государства в экономике. «Если нет четкого плана, как все это должно функционировать в измененном виде, то не надо ничего трогать», — сообщил он «Эксперту Online».
Заведующий лабораторией исследования проблем инфляции и экономического роста ГУ-ВШЭ Владимир Бессонов напоминает, что именно благодаря вмешательству государства в экономику страны удалось «поднять» ряд экономически и социально значимых отраслей — таких как автопром и сельское хозяйство.
Как ранее писал главный научный сотрудник Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Яков Паппэ в своей статье в журнале «Эксперт», «в переходных экономиках успешность реформ (измеряемая динамикой макропоказателей) далеко не в первую очередь зависит от степени либеральности экономической политики и демократичности политического режима. Ключевую роль здесь играет качество (сила) государственных и общественных институтов».
К тому же во многих ситуациях промышленные госкомпании занимаются дорогостоящим и сложным социально-экономическим развитием трудных регионов. Нефтяники, например, осваивают восточные регионы страны.
Здесь, правда, стоит отделять промышленность от финансового сектора — например, где госкомпании часто руководствуются не столько развитием экономики страны, а своими собственными интересами, получением огромной прибыли.
Но такое разделение — задача тонкой настройки экономической политики, которая может быть реализована только лишь, если во главу угла будет поставлен рост, а не тезисы о либерализме сами по себе.